28.02.2021

Первые цветные

Первые цветные

В 1910 году Пермь посетил известный русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Благодаря тому что он по специальной, разработанной им методике снимал Пермь, мы сейчас можем видеть некоторые фотографии 1910 года в цвете.

Кем же был этот человек, которого современники уважали за подвижничество, живой ум, широчайшую эрудицию и любовь к родной земле?

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа 1863 года в Муроме Владимирской губернии. Будущий подвижник фотографии провел детство в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора. Окончил Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Затем продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Момене и Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

Вернувшись в Россию в середине 1890-х годов, женился на Анне Александровне Лавровой – дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя. В 1898 году Прокудин-Горский становится членом фотографического отдела Императорского русского технического общества и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)». Уже в то время он является крупнейшим российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

2 августа 1901 года в Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где расположились лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель».

В 1902 году Прокудин-Горский в течение месяца с половиной обучается в фотомеханической школе в Шарлотенбурге (около Берлина) под руководством доктора А. Мите. Последний в том же 1902 г. создает свою модель камеры для цветной съемки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

К началу ХХ века фотография сильно дифференцировалась. Прошло время первых универсалов, которые делали все сами. Ученый химик, фотохудожник, прекрасный организатор, патриот и коммерсант Сергей Михайлович Прокудин-Горский оказался исключением из этого правила. Он был не только автором популярных книг и пособий по фотографии, но и издателем-универсалом. Открыв в Петербурге на Большой Подьяческой, 22 типографию-лабораторию, специализирующуюся на цветной печати, Прокудин-Горский, в отличие от других издателей, все в ней делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию! В рекламных объявлениях его типографии значилось: «Работа в красках. Трех- и четырехцветная печать. Изготовление художественных плакатов и открытых писем в красках с натуры. Печать золотом. Точное воспроизведение в цвете всевозможных картин».

Неудивительно, что когда в Министерстве Императорского Двора возникла идея напечатать высококачественные репродукции с картин русских художников из собрания Музея Александра III (ныне Русский музей), то обратились не к кому-нибудь, а к Прокудину-Горскому. Напечатав такую коллекцию российских живописцев от Семирадского до Нестерова, Сергей Михайлович не отказывал в своих услугах и начинающим художникам. Печатал он и репродукции полотен модных живописцев. Пусть они и не обладали высокими художественными достоинствами, однако пользовались большой популярностью у широкой публики. Тиражировал серии цветных иллюстраций для книг и периодических изданий.

Но более всего Прокудин-Горский горел идеей создания и распространения широкомасштабного фотообозрения всей империи, с ее многочисленными народами, памятниками архитектуры и истории, с разнообразием пейзажей и технических достижений. Много путешествуя и фотографируя в цвете, он в 1907 году издал на свои личные средства серию «открытых писем в красках с натуры» с видами Российской империи. Серия этих цветных открыток насчитывала 89 сюжетов. Это были Новый Афон и Сайменский канал, Ялта и Кисловодск, средняя полоса России и Карелия, виды Санкт-Петербурга и Крыма. Были среди них и жанровые сцены: «Сиротки», «Крестьянские дети», «У околицы», «Девочки с ягодами».

Цветную фотографию в то время можно было увидеть или проецируя на экран, или печатая типографским способом, как это делал Прокудин со своими открытками. Существующей сегодня цветной химической фотопечати тогда еще не было. Да она и не нужна была Прокудину-Горскому. Русский ученый хотел, чтобы «святую матушку Россию» видели в цвете и бесплатно учащиеся всей империи. Его же открытые письма (открытки) хоть и расходились хорошо, но были малы и продавались пусть не за большие, но все же за деньги.

Другое дело проецирование на большой экран в школьной аудитории… Но стоимость специальной пластины для цветной фотографии была очень высокой. Прокудин-Горский же мечтал о тысячах снимков! А стоимость тиражирования пластин? А проецирующие аппараты с непростой системой линз и зеркал? Все это, пожалуй, смутило бы любого другого, но не этого человека! Сергей Михайлович, засучив рукава, взялся за дело. А что из этого вышло в 1909 году, можно узнать из серии книг «Российская империя в цвете».

В рамках работы над книгами 1909–1916 годов Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В 1910–1912 гг., в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути, совершает большое путешествие по Уралу.

Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Всю съемку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются. «Работа моя была обставлена очень хорошо, но, с другой стороны, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий», – рассказывал позже фотограф.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учрежден уже после отъезда Прокудина-Горского за границу (декретом от 9 сентября 1918 г.). В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце. В конце августа 1918 года Прокудин-Горский покинул РСФСР. Благодаря удачному стечению обстоятельств, в 1923 году первой жене Прокудина-Горского удалось вывезти из Советской России во Францию часть его коллекции фотопластин (не менее 2 300 негативов). При вывозе были конфискованы фотографии некоторых стратегических объектов (мостов, шлюзов, Пермского пушечного завода). Судьба остальной части коллекции (от одной до трех тысяч фотопластин) до сего дня остается неизвестной.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея частично была реализована сыном Прокудина-Горского – Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

 

 

 

 

Перейти к списку статей
Лучшее в новом

Популярные статьи

Дорога в столицу 28.02.2021Дорога в столицу

Шоссе Космонавтов от аэропорта в город передано в краевую собственность. Власти намерены создать здесь дорожную инфраструктуру в соответствии с проектом

Вопрос-ответ. 08.12.2021Вопрос-ответ. "Молодая семья"
Футболисты для «Амкара» 28.02.2021Футболисты для «Амкара»

На новом стадионе лицея № 9 начались тренировки юных футболистов. Самых талантливых ребят будут отбирать для зачисления в СДЮШОР «Амкар».